Содержание

Упражнения для отработки штриховки | artlab.club

Этот пост является продолжением темы про штриховку, которая уже освещалась тут. Не секрет, что штриховка получается лучше и аккуратнее, если “поставить руку”, но непонятно как же именно ее ставить. Я расскажу про упражнения, которые помогут наработать красивые штрихи.

Прежде всего стоит научиться правильно держать карандаш, об этом я уже тоже рассказывала в предыдущем посте по ссылке выше, но немного напомню. Держать карандаш как шариковую ручку — не вариант, потому что повышается вероятность смазать рисунок ребром ладони и ограничена подвижность самого карандаша. Такой захват подходит для режима точности, когда нужно проработать тонкие детали. Кстати если держать лист бумаги вертикально, то и смазать рисунок будет сложнее. Некоторые рекомендуют подкладывать под руку лист бумаги, но это не решает проблему, потому что лист все равно скользит и растирает рисунок. Итак берем карандаш вот так. Есть два направления упражнений — на качество самого штриха, чтобы он был равномерный и четкий и на отработку тона.

Качество штриха

Лучше взять карандаш средней мягкости от HB до 2B, чтобы не разводить на листе грязь, ластик стоит использовать по минимуму в идеале вообще от него отказаться. Не затачивайте карандаш слишком остро — мягкие линии лучше, чем тонкие и жесткие. Старайтесь контролировать нажим и не зажимать руку в кисти, вертикальное положение листа очень в этом помогает. Если нет возможности закрепить лист вертикально, возьмите подложку подходящего размера и поставьте на колени, используя стол в качестве опоры. В качестве примера я показываю свои пробы, у меня рука не поставлена, так что извиняюсь за кривость) В галерее лежат все работы в большем масштабе.

  • Рисуем на листе тонкие вертикальные линии, стараясь соблюдать между ними одинаковое расстояние. Лист бумаги лучше повернуть вертикально. На этом же листе пробуем так же отрабатывать горизонтальные и диагональные линии в разных направлениях. Старайтесь не уводить линии за край листа, а останавливать руку в произвольном месте.
    Скорее всего первые линии получатся у вас кривыми и неровными — не расстраивайтесь, это нормально, рука должна привыкнуть к карандашу и наработаться нужная моторика. Повторяя это простое упражнение очень скоро вы увидите результаты своей работы. Я смухлевала, надо весь лист закрасить, но суть думаю ясна.
  • Делим лист бумаги на четыре части и отрабатываем в каждом углу отдельно вертикальную, горизонтальную и диагональную штриховку, равномерно заполняя штрихами все пространство.
  • Рисуем квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, от одного угла до другого, штрихи могут выходить за границы угла, пока линии не образуют ровный квадрат. Вписываем в квадрат круг. Движение лучше делать широким, от локтя, а не от кисти, так будет проще сделать ровную линию, стороны круга, должны касаться сторон квадрата. Не пытайтесь сразу нарисовать ровный круг, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Далее штрихуем круг диагональными линиями справа налево и слева направо.
    У меня заштрихован дважды и квадрат явно маловат)
  • Рисуем ряд одинаковых фигур небольшого размера от 3 до 5 см, стараясь сделать их одинаковыми по размеру и расстоянию между фигурами. Начать лучше с квадратов, добавить прямоугольник, круги, треугольники и все что вам захочется.

Кстати эти упражнения полезно делать с детьми при обучении их письму, потому что они отлично развивают моторику и ребенку будет проще писать впоследствии.

Отработка тона

Научившись проводить тонкие однородные штрихи можно переходить к штриховке тоном.

  • Попробуйте сделать тоновую шкалу — это поможет понять вам возможности своих карандашей и правильно использовать их в работе. Рисуем длинный горизонтальный прямоугольник и делим его на 10 одинаковых вертикальных прямоугольника. Каждая последующая клетка должна быть заштрихована темнее предыдущей. Можно использовать несколько карандашей, а можно делать такую растяжку для одного карандаша. Если у вас большой набор, не стоит брать для каждой клетки новый карандаш, выберите три-четыре основных.
    Чтобы понять к чему нужно прийти, можно взять самый мягкий карандаш и заштриховать им последнюю клетку, постепенно наполняя тоном остальные. Отличия тона легче увидеть, если слегка прищуриться, шкала должна быть плавным градиентом. Двигаться стоит от светлого к темному. Самая первая клеточка тоже должна быть заштрихована. Размазывать пальцем карандаш нельзя. Старайтесь накладывать штрихи равномерно, без дырок и изменения нажима.
  • Рисуем три длинных горизонтальных прямоугольника и штрихуем, постепенно изменяя нажим. В начале полосы нажим на карандаш должен быть слабым, а к концу полосы,нажим должен плавно усиливаться. Второй прямоугольник от светлого к темному и снова к светлому и последний от темного к светлому. Следите за качеством и равномерностью штрихов, не растирайте карандаш.
  • Штрихуем тоновые пятна. Каждый следующий слой должен отличаться от предыдущего по направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую зернистую фактуру, как на работах старых мастеров, необходимо накладывать слои под небольшим углом. В идеале два пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик – ромбы, скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал – вместо ромбов получаются полосы различного тона. Сначала прокладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении – как правило, оно лежит в диапазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направление штриха и накладывают второй слой, затем, изменив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон. Старайтесь соблюдать качество штрихов. Штрих может менять нажим, становясь более темным в середине и позволяя делать границы пятна более мягкими. В идеале должно получится что-то такое.

После отработки пятен можно попробовать накладывать штрихи по форме предмета, например штрихуя грани в разных направлениях, а круглые предметы по форме изгиба, постепенно переходя все к более сложным формам.

В завершение скажу, что я рассказываю в основном про академический рисунок, в котором используются как правило только прямые или изогнутые штрихи, но есть и другие виды штриховки с помощью которых можно добиваться интересных эффектов. О них постараюсь рассказать отдельным постом.

В галерее работы с просторов интернета с примерами красивой академической штриховки, к такому результату стоит стремиться. К сожалению не знаю имен авторов, но если подскажете, с удовольствием подпишу в комментариях к фото. Точно знаю, что это все современные художники

#простой_карандаш #школа_рисования #рисование #техника #полезное #академический_рисунок #штриховка #графика #авторам #новичкам #упражнения

Рисунок штриховка. Упражнения по штриху

Штриховка карандашом по простой бумаге — основная техника рисунка. В этой статье узнаете, как штриховать рисунок классическим, или академическим, штрихом. Дело в том, что покрыть тоном рисунок возможно разной техникой, и штриховка карандашом бывает разная. Но именно эта техника является школьной, так сказать базовой техникой, которую следует постичь любому ученику.

Основные принципы штриховки

Правильная штриховка в академической технике предполагает следующие принципы:

  • Штрихи накладываем раздельно, один рядом с другим.
    Когда Вы наносите штрихи, отрывайте карандаш от бумаги после каждого штриха.
  • Не делаем запятых.
    Штрихи не просто раздельные, они имеют одинаково острые концы, без запятой на одном из концов

  • Не накладываем штрихи зигзагом.
    Понятное дело, что зигзагов не должно быть, если у Вас зигзаги, значит, Вы не отрывает руку после каждого штриха.

  • Перекрестный штрих не перпендикулярен относительно предыдущего.
    Штрихи последующих слоев накладываются под небольшим углом относительно предыдущего слоя поэтапно. То есть, сначала Вы накладываете первый слой в пределах определенной площади и уже покрываете последующими слоями.

  • Базовый штрих ведем по форме предмета.
    Направление штриха идет по форме предмета. Например, если предмет имеет скругленную форму, то штрих постепенно меняет направление по форме предмета, по его скруглению. О форме предмета подробно поговорим ниже.

Как продлить ряд штрихов

Все кажется довольно не сложно, если у Вас один ряд штрихов, а если надо продлить и получается примерно так:

Как же избежать вот этой явной границы между рядами? Это самый сложный момент в штриховке. Главное, терпение!

Есть несколько способов избежать такого эффекта шва между рядами:

Первое, не заводите следующий ряд на предыдущий. То есть, ряды раздельные, следующий ряд начинается вплотную к предыдущему, но не находит на него. Хвостики предыдущего ряда как бы продолжаются штрихами следующего ряда. Следующий слой перекроет неровность.

Второе, штрихи обычно получаются более жирными в начале и расходятся в тоненькую линию на выходе. Конечно, в идеале, следует делать равномерный на всем протяжении штрих. Но так не у всех получается и не во всех ситуациях годится. Так вот штрихи следующего слоя можно вести из прогалов предыдущих. То есть один ряд плавно сливается с других. Такой способ наиболее хорош.

И третье — корректировка последующими слоями. Как бы ни была хороша теория и как бы Вы хорошо не отработали штрих, в полноценной работе косяков не избежать даже профессионалам. Ели у Вас первые два варианта срабатывают плохо, не везде корректно получается, то старайтесь корректировать последующими слоями.

Проблемы со штриховкой

С тем, как штриховать, у учеников часто возникают проблемы. Вроде бы в теории все понятно, но на практике получается очень волосато, грубо, из-за хаоса штрихов не видно формы предмета.

В первую очередь, это происходит из-за отсутствия навыка штрихования. То есть, у человека мало опыта, рука не наработана, нет сноровки. Это проходит с практикой.

Самая основная проблема — хаотичная и жидкая штриховка. Хаотичная — штрихи не по форме и с перекрестным направлением под большим углом или вовсе перпендикулярно. Жидкая — много прогалов, расстояние между штрихами очень большое.

И третья проблема — неуверенная рука, которая боится сделать грубо и все делает очень серенько, смыто, неразличимо. Это противоположный вариант первого, и он хуже, чем неаккуратно, но штриховано. Не бойтесь сделать некрасиво, со временем будет хорошо! Надо не бояться, а штриховать, пусть и грубо, но уверенно.

Направление штриха и форма предмета

Как штриховать по форме? Вопрос в том, как накладывать штрихи, в каком направлении, и как это направление определять. Если у нас есть, например, грань куба, то понятное дело в пределах площади этой грани все штрихи идут в одном выбранном направлении и в каждом последующем слое штрих не меняет свое направление.

Еще один совет, всегда штрихуйте от темных мест к светлым.

Другое дело, если поверхность скругленная, да еще меняет направление. Допустим, у нас есть конус, у него скругленная поверхность, то есть базовый штрих (основной, штрих первого слоя) должен идти по скруглению его формы. Например, так:

Но вопрос остается открытым, может выбрать другое направление? Например, заштриховать так:

Как выбрать направление штриха? Все дело в форме предмета и в том, как Вы эту форму чувствуете.

Наиболее подходит то направление штриховки, которое наиболее подчеркивает форму предмета.

То есть, выразительнее конус смотрится на первой картинке.

Если же у нас направление меняется, то и направление штриха плавно меняется. Например, в рисовании портрета карандашом это очень актуально. Линии лица постоянно меняют направления, имеют плавные скругления.

Если присмотреться, то направление штриха плавно меняется при изменении направления граней лица. Плавно скругляется от одного направления к другому.

Другие техники рисунка и как развить навык штриховки

Не следует примешивать к академической штриховке другие техники. Их много, но самые основные, которые часто портят академический рисунок это:

  1. Перекрестное и хаотичное направление штриха, разные виды штриховки в одном рисунке.
  2. Тушевка и растушевка

Эти способы наносить материал на поверхность листа хороши в других техниках. Например, в скетчинге.

Вот, например, набросок Эдуарда Кичигина — мастера архитектурного скетчинга, выполненный пером и тушью.

Как Вы обратили внимание, рисунок выполнен грубыми, резкими штрихами, в некоторых местах они пересекаются под большим углом. Здесь задача такого штриха состоит в том, чтобы минимальными средствами передать форму тела, подчеркнуть его направление, передать позу, как скругляется силуэт, дать акценты света и тени, сделать намек на окружение.

Как Вы поняли, штриховать можно совершенно по-другому, и оно не будет хуже. Но классическая техника рисунка допускает такой штрих только на стадии эскиза.

Скетчинг — отдельная и неотъемлемая часть рисунка. Делать эскизы, наброски, зарисовки — основной, базовый навык для художника. И очень полезен для тренировки Вашей руки.Натренированная на таких зарисовках рука будет увереннее и живее работать с более тонкой и сложной техникой.

Поэтому для развития навыков штриховки делайте как можно больше набросков и зарисовок с применением штриховки.

Какие карандаши использовать

Используйте профессиональные художественные материалы, если хотите добиться хорошего результата. Я работаю карандашами koh-i-noor и Faber-Castell. Само собой, карандаши должны точиться канцелярским ножом. Не используйте механические карандаши, они созданы для других целей.

Используйте карандаши различной мягкости. От НВ до 4В. Светлые места целесообразно штриховать более твердыми карандашами, а для самых темных мест использовать более мягкие карандаши. Я не рекомендую пользоваться более мягкими карандашами (мягче, чем 4В). От них может быть избыток черноты и грязи на работе, кроме того они ввиду их мягкости сильно сливают штрих, получается эффект растушевки вместо четкого штриха. Твердые карандаши просто не имеет смысла использовать — они не дают красивого штриха, могут сильно продавливать бумагу. Например, Вы пытаетесь выжать тон из твердого карандаша и чуть сильнее начинаете надавливать — получаются продавленные борозды, на которые перекрестный штрих уже ложится некорректно.

Отсюда еще одно правило хорошей штриховки: используйте для каждого тона подходящий карандаш, то есть такой, который будет давать нужный тон без сильного надавливания. Усиливать тон следует последующим наложением слоев, а не надавливанием на карандаш.

Карандаш 4В используйте реже всего — только для самых темных мест. Карандаш НВ используйте только для самых светлых мест. В основном пользуйтесь карандашами 2В и 3В.

Качественный рисунок грифелем — это настоящее произведение искусства. В художественных школах достаточно много внимания уделяют работам, выполненным карандашом. Штриховка нужна для того, чтобы придать предметам форму и объем. На втором месте стоит прорисовка света и тени.

При использовании техники акцент должен быть на перекрестном штриховании. Тон, созданный таким образом, дает общее впечатление чистоты. Если присмотреться к рисункам профессионалов, то можно увидеть, что даже в самом темном месте лист бумаги просвечивается.

Основные понятия в технике штриховки карандашом

Понять, что такое штрих, и научиться правильно использовать эту технику в рисунке не так сложно, как кажется. Для этого нужно изучить основные понятия:

  • Светотень. Это явление позволяет нам видеть объекты объемными.
  • Блик — на поверхности предмета. Его интенсивность зависит от фактуры. Матовые поверхности дают бликов меньше, глянцевые — больше. Существуют материалы, на которых бликов не видно. Это дерево, камни, пористые фактуры.
  • Полутень (полутон) — плавный переход между тенью и светом.
  • Рефлекс — ненасыщенное светлое пятно в затемненном участке. Оно образовано лучами, отраженными от близко лежащих предметов.
  • Тень — слабо освещенный или совсем неосвещенный участок объекта рисования. Она может быть собственной или падающей. Самый темный участок называется светоразделом.

  • Штрих — линия, которая может быть длинной или короткой. Все зависит от задачи художника. Штриховка может наноситься в разных направлениях. Когда один слой ложится на другой, то постепенно набирается тональность рисунка. Изображение получает интересную зернистость.

Штриховка в классическом рисунке карандашом

Разобравшись, что такое штрих, перейдем к его видам. В рисунке используется прямая и перекрестная штриховка. Первая бывает:

  • горизонтальной;
  • под углом;
  • вертикальной.

Перекрестная штриховка наносится сверху на прямую. Рассмотрим пример. Сначала наносится прямой горизонтальный штрих. Сверху накладываются отрывистые линии под углом. Потом вертикальный штрих. Так образуется красивая сетчатая поверхность тона. Дальше накладываем штрих с наклоном в противоположную сторону и снова

Более четко проработанными должны быть детали рисунка, которые находятся на переднем плане. Здесь сильнее контрасты светотени. На заднем плане рисунок должен быть как будто подернут дымкой и переходить в воздушную перспективу. Штриховку по форме используют при изображении округлых предметов, к примеру, шаров, конусов, цилиндров. Линии подчеркивают форму, делая ее выразительнее.

Альтернативные виды штриховки

  • Самая простая — точечнаяштриховка, которая наносится легким постукиванием грифеля по бумаге. Чем больше количество точек, тем насыщеннее тональность рисунка.
  • Зигзагообразная штриховка напоминает крючки, запятые, завитки, которые наносятся хаотично.
  • Техника напыления. Она напоминает рисунок Штриховка выполняется ватной палочкой или салфеткой. Острым ножом снимается грифельная стружка, похожая на пыль. Туда окунается ватная палочка или кусочек салфетки. Рисунок растушевывается на бумаге. Достигается эффект работы пастелью.

Секреты штрихования

Принципы, по которым создаются рисунки штриховкой:

  • Штриховка выполняется отдельными линиями. Нельзя рисовать «змейкой», не отрывая руку.
  • Частая ошибка новичков — штриховка запятыми. Старайтесь, чтобы линия была ровной. Многие новички не сразу понимают, что такое штрих. Линия должна быть светлее в начале и в конце, а в середине более насыщенной.
  • Один из удобных для новичков способов — штриховать от тени к свету. Поверхность любого объекта освещена неравномерно. Начинать работу следует с самого затемненного места на рисунке. Двигаться нужно от тени к более светлой части объекта, постепенно увеличивая длину штриха.

  • Штриховка должна выполняться уверенной рукой и быстрыми движениями.
  • Во время рисования нужно проворачивать карандаш в пальцах. Таким образом, грифель будет вытираться равномерно. Это позволит реже его затачивать.
  • Если рисунок выполняется на горизонтальной поверхности, то нельзя класть ладонь на бумагу. Рукой можно случайно растереть рисунок и оставить грязь на листе. Художнику следует приучиться при создании рисунка опираться на мизинец. Еще один вариант — подкладывать под рабочую руку чистый лист бумаги.
  • Нужно учитывать мягкость карандаша. Информация всегда есть на коробке. Чем тверже карандаш, тем сложнее выполнить штриховку.

Понять, что такое штрих, и освоить технику рисунка карандашом можно только тогда, когда была испорчена не одна стопка бумаги. Не стоит бояться неправильно провести линию или выйти за границы. Не старайтесь копировать чью-то манеру рисовать. Со временем вы выработаете индивидуальный стиль рисунка карандашом.

Как научиться красиво штриховать? Главным образом — при помощи регулярных и упорных тренировок. Но есть и некоторые приемы, которые очень пригодятся для достижения хорошего результата.

С чего начать?

Для начала заточите как следует карандаши, чтобы штрих был ровным и четким. . Лучше всего для тренировки подойдут карандаши средней мягкости (B или B2).

Карандаш нужно держать правильно, а именно — свободно класть его на ладонь, прижимая большим пальцем, а остальными лишь слегка придерживая его. При это держать карандаш нужно ближе к нижнему кончику. Поначалу это довольно трудно, но при освоении такое положение инструмента дает большое преимущество, существенно улучшая технику.

Учимся штриховать

Набирайте тон в тенях перекрестными штрихами, вместо излишнего давления на карандаш или сплошного «закрашивания» пространства, а также избегайте растирания штрихов пальцем — даже случайно, если не хотите произвести впечатление запачканной работы.

Штрих накладывается в соответствии с формой предмета, чтобы подчеркнуть ее. Не стоит штриховать круглое яблоко прямыми линиями, а стол под ним — вертикальными, иначе вы получите плоское яблоко, нанизанное на непонятную щетину. Для передачи формы можно использовать горизонтальный, вертикальный, наклонный штрих.

Наносите больше штрихов на переднем плане, выделяя его, а задний оставляйте как бы тающим в дымке.

Главное — не нужно штриховать медленно, задумчиво выводя каждую черточку, или тихонько вести карандаш дрожащей рукой.

Не бойтесь выйти за пределы контуров. Наносите штрихи быстро и уверенно, не задумываясь над каждым своим движением, и с каждым разом у вас будет получаться лучше и лучше!

Помните, что умение штриховать приходит с опытом. Поэтому учитесь, старайтесь делать красивую штриховку и набирайтесь опыта!

Когда проходила задание на кучу фактурных пятен искала виды штриховок карандашом и тушью. Может кому-то еще будет полезно.

верх лево: штриховка под названием барашек. Она выполняется круговыми движениями руки не отрывая от бумаги
верх право: перекрестная штриховка.
низ лево: хаотичная штриховка выполняется без отрыва карандаша от бумаги. Она создается, без каких то стандартов, просто двигайте рукой, как она сама поведёт
низ право: штриховка корзинка. Первым делом сделайте несколько коротких штрихов на небольшом расстоянии друг от друга, затем тоже самое только в другом направлении и так до конца.

а какой у вас любимый вид штриховки?

бонус:

Можно растирать линии кусочком ваты, намотав на спичку.
Старые мастера делали для этих целей специальные «растушёвки» из замши или мягкой кожи. Замша вырезается по форме трапеции, размеры основания, примерно, 10см. и 6см., высота 6см.. Намазывается с гладкой стороны клеем для кожи, плоскость в пределах малой стороны трапеции. После этого туго закатывается в валик, начиная с большой стороны трапеции и перевязывается. После высыхания заострённые концы валика шлифуются на наждачной бумаге. Такой «растушёвки» хватит для работы на много лет.

сейчас такие растушовки делаются из бумаги в заводских условиях.

Упражнение 1.

Возьмите листик тонкой бумаги и, начиная сверху, рисуйте прямые горизонтальные линии. Стараясь оставлять между линиями небольшой одинаковый промежуток, заполните этими линиями весь лист. Рисуйте быстро, одним длинным штрихом, чем медленнее вы будете вести линию, тем более кривой она будет. Скорее всего, линии будут очень кривыми в вверху листа и значительно более ровными к низу. Понятно, что до идеала далеко, но если в листе у вас получилось одна — две ровные линии, это хорошее начало. Теперь на этом же листе нарисуйте прямые вертикальные линии сверху вниз, линии по диагонали справа налево и слева направо.

Упражнение 2.

Вертикальной и горизонтальной линией разделите лист на четыре равные части. Заполните эти части горизонтальными, вертикальными и диагональными (справа налево и слева направо) линиями.

Упражнение 3.

Нарисуйте квадрат примерно посредине листа. Не старайтесь нарисовать его четырьмя идеальными линиями, вы должны рисовать стороны квадрата «навылет», наводя дополнительные линии, пока квадрат не получится квадратом. Впишите в квадрат круг. Свободно водите карандашом по кругу, от одной точки соприкосновения со стороной квадрата до другой, чем больше дополнительных линий вы нарисуете в поиске правильной формы, тем лучше. Заштрихуйте круг диагональными линиями справа налево и слева направо.

Упражнение 4.

Нарисуйте ряд небольших квадратов, примерно 3х3 сантиметра. Старайтесь, чтобы квадраты были одинаковыми по размеру, находились на одном расстоянии друг относительно друга. Ниже нарисуйте ряд кругов примерно такого же размера. Чередуйте ряды, стараясь получать ровные столбики фигур.

Такие упражнения вы можете придумать сами, чередовать их, как вам больше нравится.

: поставить на листе две точки и соединить их одним движением прямой линией. Постепенно точки разносить дальше друг от друга и ставить их под разными углами, но лист есно не вращать. со временем перейти на три точки и т. д. Обычно заканчивают пятью точками, для рисования правильной звезды.


Делайте эти упражнения ежедневно, а также перед началом рисования. Ваши движения будут более уверенными и професиональными.

Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

Линия

Линия — это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.


Штрих

Штрих — это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.


Тон — это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

Рисование линий


Прямая линия

Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.


Квадрат

Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать…


Треугольник

Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать…


Круг

Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее «лохматым», то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать…


Академический штрих

В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать…


Свободный штрих

Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать…


Заштриховывание круга

Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать…

Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать…

Резюме

Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.

10 упражнений по рисованию для более уверенных линий и штриховки

Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что каждый художник хочет создавать удивительные рисунки и картины. Мы хотим сочетать технические навыки с творчеством, сообщая о своем уникальном видении и воображении — даже если это всего лишь пятиминутный набросок. Вы не согласны?

Но прежде чем станет возможным создавать умопомрачительные произведения искусства, мы должны изучить основы. Мы просто не можем рассчитывать на то, что сможем передать наши идеи с помощью рисунка, не обладая базовыми техническими навыками.

Вот почему так много новичков, к сожалению, бросают рисовать только после дюжины или около того неудачных попыток запечатлеть предмет, который им нравится , но слишком сложен для их уровня. Тем не менее, есть несколько вещей, которые достаточно важны, независимо от того, насколько простым или сложным является предмет.

С любым навыком мы должны практиковаться и развивать свои способности. Рисование ничем не отличается. Практика играет важную роль в развитии нас как художников и должна быть постоянной частью нашей деятельности — независимо от нашего текущего уровня навыков.

Эта статья посвящена коротким, но эффективным упражнениям по рисованию, которые можно выполнять всего за несколько минут каждый день. Музыканты регулярно практикуют свои гаммы. Баскетболист тренируется. Мы можем думать об этих упражнениях таким же образом. Если вы будете практиковать их регулярно, ваши навыки рисования значительно улучшатся.

Даже если вы уверены в своих линиях и штриховке и довольны результатами, эти упражнения доставят вам массу удовольствия. Они дают возможность сосредоточиться на простом конкретном действии, что позволяет легко войти в состояние «потока» (или медитативного погружения в процесс).

Результаты пяти- или десятиминутной разминки перед тем, как приступить к большому проекту, над которым вы работаете, могут быть неожиданными. Вокалисты делают различные разминки перед «настоящим» выступлением. Мы можем использовать эти упражнения так же — для разогрева технической стороны нашего творческого мозга.

Инструмент для практики зависит от вас. Это может быть графитный карандаш, чернильный лайнер, перьевая ручка или любой другой инструмент для нанесения пометок. (Я использовал чернильные лайнеры только потому, что они мои любимые: они оставляют на бумаге четкие, контрастные и контролируемые отметки. )

Бумага может быть любой, какая вам нравится. Обычная бумага для принтера отлично подходит, потому что она очень доступна и вы можете использовать столько листов, сколько захотите.

Я составил специальный рабочий лист, который включает в себя несколько шаблонов, чтобы помочь вам с упражнениями по рисованию линий, которые мы рассмотрим ниже. Нажмите на кнопку ниже, чтобы загрузить рабочий лист в формате PDF…

Отличие обычных линий от штриховки

На первый взгляд нет существенной разницы между обычной линией, используемой в качестве контура, и штриховкой. В конце концов, обе линии являются линиями, но каждая из них служит разным целям.

Давайте расширим музыкальную тему и проведем несколько сравнений. Я вижу контурную линию как солиста, а люк – как участника хора. Опять же, это обе линии, но они играют разные роли.

Роль линии — передать характер и настроение, а в некоторых случаях — помочь зрителю отличить передний план от заднего. Они могут передавать источник света в сцене. Линии становятся контурами рисунка; они сами по себе являются средством выражения.

Люк — это часть большей системы, которая действует как единое целое. Мы можем назвать это штриховкой (или перекрестной штриховкой, или контурной штриховкой, в зависимости от характера и взаимодействия штриховок).

Для совместной работы штриховки должны быть одинаковыми. Если некоторые штриховки нарушают визуальный рисунок, привлекая слишком много внимания зрителя, итоговое впечатление может быть не таким приятным, как хотелось бы. Также штриховки незаменимы, когда речь идет о работе со значениями и создании иллюзии объема.

См. также: Штриховка и перекрестная штриховка

Работа с «линейными» мышцами

Рисование линии кажется легким, но ваш разум и тело работают сообща, чтобы успешно выполнить эту задачу. Есть разница в том, как мы создаем более короткие и длинные следы, и использование правильных мышц имеет решающее значение.

Возьмите лист бумаги и любой инструмент, который вам нравится. Нарисуйте короткую линию (достаточно примерно 1 см) и наблюдайте, как ваши пальцы работают вместе, слегка двигаясь, удерживая инструмент.

Затем проведите более длинную линию (4-5 см). Вы заметите, что ваше запястье становится активным, чтобы удлинить линию.

Теперь создайте еще более длинную отметку (например, 9-10 см или больше). Это становится возможным благодаря вашим локтевым мышцам.

Ниже вы найдете изображение с моими линиями ( a – линия «локтя», b – линия «запястья», c – линия «пальцев»): 

I’ Я уверен, что вы уловили общую идею этого упражнения. Линии разной длины требуют немного разных движений. Имейте это в виду и обращайте внимание на поведение тела, особенно если вы чувствуете, что что-то идет не так.

Использование правильной группы мышц обеспечивает лучший контроль над линиями.

Я бы сказал, что линии «запястья» или «локтя» чаще всего используются для создания контуров, а линии, проведенные движением пальцев, лучше подходят для добавления штриховки и уточнения деталей.

Еще один совет — узнайте, какое направление движения рук для вас наиболее удобно: «от себя» или «на себя» . Это будет варьироваться от человека к человеку, поэтому я бы сказал, что важно попробовать оба пути и сформировать собственный вывод.

Будет здорово, если вы сможете сделать так, чтобы метки выглядели одинаково, независимо от направления движения руки.

И последний совет в этом разделе: проверьте поверхность, на которой лежит ваша бумага. Любые вмятины, неровности или тонкая текстура могут затруднить, если не сделать невозможным, создание последовательных линий.

«Волосатые» линии

Совершенно нормально быть осторожным, когда пытаетесь нарисовать линию, воспроизводящую контур наблюдаемого объекта. Особенно, если вы новичок в искусстве. Когда вы слишком осторожны, вы можете нарисовать короткую линию, затем добавить еще одну нечеткую линию и так далее. Контур становится несколько «волосатым» и неряшливым. Отметин много, но они выглядят запутанными или тяжелыми.

Это отличается от быстрого рисования множества линий, чтобы «найти» пропорции объекта. Мы специально обращаемся к «законченным» линиям, когда называем их «волосатыми». По-прежнему вполне приемлемо начинать с более рыхлых, плавных линий на начальных этапах рисования и уточнять контуры по мере продвижения.

Если вы хотите лучше контролировать свои «законченные» строки, я бы рекомендовал использовать как можно меньше строк, делая их максимально длинными и «потоковыми». Освободитесь от страха неудачи, расслабьте свой разум и руки. Доверие к себе — это тоже навык, который можно развивать!

Возможно, с первой попытки вы не нарисуете контуры правильно, но со временем вы улучшите этот навык. Чем больше вы будете практиковаться, тем лучше вы станете.

Ниже вы найдете иллюстрацию того, что я описываю в этом разделе. Теперь мы готовы приступить к практике!

Упражнение 1. Рисование прямых линий

Давайте сосредоточимся на рисовании прямых линий от руки без линейки. Обратите внимание, что цель — изучить наши способности , и ничего больше! Мы не пытаемся создать «идеальные» линии.

Если вы не уверены, что нарисуете прямую линию, я бы порекомендовал обвести ее карандашом с помощью линейки. Эта линия должна быть едва видна, так как она будет служить ориентиром.

Когда вы рисуете линию, обратите внимание на давление на инструмент и скорость движения. Не нажимайте слишком сильно. Вы заметите, что начальная и конечная точки ваших линий зависят от того, насколько легко вы касаетесь бумаги и как быстро движется ваш инструмент.

На изображении ниже вы найдете несколько линий:

a — линия с обрезанными (толстыми) начальной и конечной точками. Я называю их линиями «точка», потому что вам нужно немного замедлиться, чтобы концы выглядели вот так.
б – линия с острыми начальными и конечными точками. Такой характер концов достигается более легким и быстрым движением.
c – леска с густым началом и легким заостренным концом.
d – линия с резким началом и «точкой» в конце.

Чтобы свободно произносить реплики, я рекомендую повторить все четыре примера. Некоторые из них будут более естественными для вас, а некоторые потребуют дополнительной практики.

Имейте в виду, что слишком сильное замедление движений рук может привести к нежелательным эффектам, особенно на тонкой бумаге. Например, если вы оставите чернильную подводку в одном месте на несколько секунд, вы можете получить темную каплю. Поэтому важно найти баланс!

Чтобы сделать упражнение более интересным, вы можете попробовать любой инструмент, обеспечивающий различную толщину линии в зависимости от нажима (например, перо или перо-кисть). Поэкспериментируйте со своим инструментом и посмотрите, как он себя ведет. Некоторые инструменты рисования позволяют резко изменить ширину линии.

На изображении ниже вы найдете мои линии, нарисованные кистью. Я создал несколько непрерывных линий, а также линии с промежутками.

Если у вас нет кисти или перьевого пера, вы можете использовать различные формы одного и того же инструмента. Например, вы можете использовать несколько чернильных вкладышей или чернил разной ширины. Скорее всего, вы лучше узнаете свои инструменты и узнаете, какой из них наиболее удобен для вас.
Вот мои линии, созданные с помощью лайнеров 0.1, 0.3 и 0.4 соответственно…

Упражнение 2. Рисование линий с пробелами

Теперь давайте нарисуем пунктирные линии. Интервалы могут иметь одинаковую длину или иметь оттенок спонтанности.

Упражнение 3. Практика контроля и точности

Следующее упражнение более сложное. Сначала нарисуйте линию с вертикальным направлением — она может быть прямой или причудливо изогнутой.

Затем добавьте штриховки – они должны располагаться сбоку от этой линии или рядом с ней.

Если вы хотите немного усложнить эту задачу, вы можете оставить свои штриховки с небольшим интервалом, равным удалению от линии контура. Или вы можете нарисовать другую контурную линию и убедиться, что все ваши штриховки заканчиваются на ней.

Это упражнение является хорошей практикой для развития большего контроля.

Упражнение 4. Рисование пунктирной линии

Теперь мы создадим пунктирную линию — это может показаться немного странным, но линия может состоять и из точек! И умение создавать красивые пунктирные линии может оказаться очень полезным в вашем творческом процессе.

Цель этого упражнения — найти удобный ритм. Следите за тем, как движется ваша рука, не торопитесь и убедитесь, что вы отводите руку достаточно быстро после того, как вы создали каждую точку. Каждая точка должна иметь четкую форму, без размытых «хвостов».

Ваша пунктирная линия может быть сплошной (промежутки между точками примерно равны) или иметь некоторую неровность.

Упражнение 5. Рисование волнистых и зигзагообразных линий

Давайте повеселимся с некоторыми узорчатыми линиями, такими как волнистые и зигзагообразные (но не стесняйтесь рисовать любые другие линии, которые вам нравятся).

Вы можете наметить пару горизонтальных линий, чтобы создать границы, и добавить свои линии внутри них. На изображении ниже вы заметите, как мои линии касаются границ.

Не стремитесь к абсолютному совершенству – цель та же, что и в предыдущем упражнении; найти комфортный ритм и баланс в движениях.

Упражнение 6. Наброски

Рисование с точным контролем важно, но важно развивать и рисование более свободных и менее точных линий. Итак, в следующий раз мы сделаем перерыв в рисовании прямых линий и расслабимся с некоторыми каракулями.

Нет правильного или неправильного способа сделать это. Позвольте вашей руке двигаться и отбросьте любые ожидания.

Упражнение 7 – Развитие навыка точности

Следующие упражнения посвящены штриховке и перекрестной штриховке.

Полезно тренировать зрение и руку, чтобы ставить новые люки в промежутки между существующими , а не поверх них. Чтобы попрактиковаться в этом навыке, мы создадим образец, как на изображении ниже:

Это изображение может показаться запутанным — так с чего же нам начать?

Для начала нам понадобится прямоугольная фигура, разделенная на три части (как три вытянутых прямоугольника, примыкающих друг к другу). Я нарисовал прямоугольный шаблон из трех частей графитным карандашом, а штриховка будет сделана тушью.

Границы помогут нам различать группы штриховок: самую длинную, средней длины и короткую. Начинаем с самых длинных вертикальных штрихов, заполняя ими образец. Между штриховками должны быть промежутки — не рисуйте их слишком близко друг к другу.

Затем добавьте более короткие штриховки (штриховки средней длины).

Наконец, добавьте самые короткие штриховки — они должны занимать только одну треть всего шаблона.

Ниже вы найдете пошаговый процесс выполнения этого упражнения.

Чтобы немного усложнить задачу, повторите это упражнение с наклонными линиями. Порядок добавления штриховки тот же (сначала добавляются самые длинные метки).

Упражнение 8. Базовая практика штриховки

Чтобы попрактиковаться в штриховке, вы можете использовать маленькие квадраты/круги/прямоугольники, которые станут границами для штриховок, или просто обойтись без границ.

Каждый из ваших образцов штриховки должен выглядеть одинаково, и все штриховки должны проходить в одном направлении.

Люки могут быть горизонтальными, вертикальными или наклонными под любым углом. Вы можете начать рисовать медленно, а затем создать новую серию линий, двигаясь все быстрее и быстрее. Однако скорость рисования не является целью этого упражнения.

Упражнение 9. Практика штриховки

Это упражнение является продолжением предыдущего. На этот раз мы создадим один слой штриховки, а затем покроем его другим слоем с другим направлением меток . Штриховки пересекаются, и мы получаем штриховок .

Если вам нравится это упражнение, рекомендую придумать как можно больше примеров и комбинаций. Более того, вы можете попробовать разные инструменты (несколько лайнеров, обеспечивающих разную ширину линий) и проанализировать эффекты, которые вы получите.

Упражнение 10. Создание шкалы значений с помощью перекрестной штриховки

Значение — это затемнение или яркость цвета. Значение невероятно важно для создания иллюзии света, объема и текстуры на рисунке. Важно практиковаться в создании полного диапазона значений с помощью перекрестной штриховки. В нашем десятом упражнении мы создадим шкалу значений, используя перекрестную штриховку.

Иметь прямоугольную форму храма полезно. Нет необходимости делать его слишком длинным (длина 9-12 см достаточно). Вы также можете заранее подумать, сколько места вам потребуется для создания каждого значения. Достаточно небольшой площади.

Мой процесс выполнения этого упражнения будет следующим:

  • Заполните всю фигуру вертикальными штрихами.
  • Добавьте слой наклонной штриховки.
  • Добавьте слой наклонной штриховки (на этот раз в другом направлении).
  • Добавить горизонтальную штриховку.
  • Вертикальные люки снова пытаются заполнить пробелы.
  • Снова наклонная штриховка.

Вы можете видеть повторяющийся узор.

Цель состоит в том, чтобы создать плавный переход от более светлого оттенка к более темному.

Однако, если некоторые штриховки выглядят немного неровно, не расстраивайтесь. Мы хотим, чтобы метки выглядели так, как будто их сделал человек, а не машина.

Ваша шкала значений штриховки может выглядеть следующим образом: 

Рабочий лист

Я составил рабочий лист, чтобы помочь вам в вашей практике. Вы можете скачать его и распечатать, чтобы выполнять эти упражнения в любое время.

Творческий подход к линейной практике

Надеюсь, вам понравилась практика. Эти упражнения более мощные, чем может показаться. Но не ограничивайте свою практику только этими упражнениями. Дайте волю своему воображению и придумайте свои собственные разминки и испытания.

Даже небольшая практика продвинет ваши художественные навыки намного дальше! Многим нравится рисовать, когда они разговаривают по телефону или ждут. Используйте каждую свободную минуту.

Рисунок засчитывается! Вот парочка моих…

Преднамеренная практика

Прежде чем завершить этот урок, я хотел бы добавить еще один момент о том, как вы подходите к своей ежедневной практике рисования. Совершенно нормально любить делать то, в чем ты хорош. Но иногда мы избегаем действий, которые кажутся сложными или обыденными.

Мы часто привязываемся к своим сильным сторонам, избегая всего, что заставляет нас чувствовать себя неловко или неудобно. С одной стороны, развитие навыков, которыми мы уже обладаем, может сделать нас еще сильнее. Но все стоящее в жизни иногда требует внимания к некоторым слабостям, которые мешают нам двигаться вперед с нашими навыками (и всеми замечательными проектами, которые у нас есть). Искусство не исключение.

Приведу пример. Если художник чувствует, что его рисунки не так сильны, как могли бы быть, из-за нечетких линий и неточной штриховки, избегание этого слабого места не улучшит его навыки. Им следует посвятить некоторое время обдуманной практике — это действительно единственный способ стать лучше.

Если вы знаете, что нужно улучшить и как практиковать, ваш успех зависит от времени и усилий. Все волшебство происходит, пока вы работаете и наслаждаетесь процессом, даже если есть некоторые трудности.

Не бойтесь выходить из зоны комфорта.

Бесплатные примеры и упражнения для отработки техники штриховки

Добавьте глубину и динамизм своим портретным наброскам, поэкспериментировав с техникой «штриховки»

их внешний вид и выражение. Это может быть устрашающей формой искусства, но на самом деле оно состоит из множества небольших техник, которые объединяются, чтобы сформировать мощное и привлекательное изображение.

Для Габриэлы Нико (@gabrielaniko) рисование портретов — это естественная и мощная форма самовыражения. Габриэла — иллюстратор-фрилансер и художник по скетчбукам из Польши, у нее более 300 тысяч подписчиков в Instagram. Она известна своими неземными и пленительными портретами. В настоящее время она является послом бренда Paper Concept, польского художественного магазина, и выполнила ряд заказных работ, включая книжные иллюстрации, татуировки и дизайн логотипов.

портрета Габриэлы от карандаша до цифрового цвета.

Одна из техник, которую Габриэла советует оживить простой набросок, — это штриховка. Здесь она делится тремя основными типами штриховки и приводит примеры вариаций, которые вы можете найти в портретной работе. Затем вы можете использовать ее рабочие листы, чтобы попрактиковаться в каждой технике и, возможно, даже изобрести свою собственную версию!

Но сначала давайте узнаем больше о штриховке и о том, как она помогает создать красивый портретный набросок.

Затенение — важный шаг к оживлению портрета.
Что такое техника штриховки?

В прошлом техника штриховки использовалась граверами, резчиками по дереву и другими художниками, использующими плохо сочетающиеся материалы, такие как перо и чернила. Он указывал на свет и тень, добавляя размер плоскому произведению искусства. Этот динамизм означает, что он по-прежнему популярен даже с инструментами, которые допускают более мягкое затенение, такими как карандаши.

В своем курсе рисования портретов Габриэла объясняет, что существует три основных типа: штриховка с простыми базовыми линиями, штриховка и пересекают контур , в котором используются изогнутые линии для демонстрации плавной формы объекта. У каждого есть разные способы указать вес или темноту тени. Например, при линейной штриховке вы можете нажимать сильнее, чтобы сделать линии толще, а при перекрестной штриховке вы можете делать линии ближе друг к другу для более плотного эффекта. Однако в целом вы можете следовать этим основным рекомендациям:

Длина : более длинная линия предполагает больше тени и более гладкий объект.
Угол : при перекрестной штриховке более узкий угол создаст интенсивный вид.
Близость/плотность : линии, расположенные ближе друг к другу, создают более темную тень.
Давление : более сильное давление затемнит линии и усилит тень

Габриэла @doodle_traffic в Instagram, где ее наброски часто демонстрируют технику перекрестной штриховки для создания глубины.
Как штриховка оживляет портретную живопись

Поскольку штриховка часто включает в себя множество перекрывающихся линий, она может добавить ощущение движения натюрморту.

Штриховка также может повлиять на стиль портрета и на то, как он будет выделяться из толпы. Некоторые художники предпочитают использовать жирные линии и, возможно, яркие цвета в своих штриховках, что может добавить поп-арт или комический вид. С другой стороны, штриховка иногда может быть настолько мелкой или мелкой, что ее даже не видно. Это дает сверхдетализированный и динамичный вид, качество которого граничит с фотографическим. Как и в случае с любым художественным инструментом или техникой, именно то, как вы его используете, сделает его вашим собственным.

Скачать бесплатно: Типы штриховки + Страницы упражнений Габриэлы Нико

В приведенном ниже ресурсе Габриэла рассказывает о типах штриховки и их использовании, а также демонстрирует несколько вариантов на примере человеческого носа. На следующих страницах с упражнениями вы можете попробовать свои собственные техники штриховки.

После нажатия на кнопку ниже вы найдете файл .pdf в папке «Загрузки» под названием « типов штриховки + страницы упражнений» Габриэлы Нико .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *